hina_chleck (hina_chleck) wrote,
hina_chleck
hina_chleck

Еще про Някрошюса

Из сегодняшнего обзора спектаклей по Шекспиру критиком Бартошевичем.
1. К анализу "Отелло", как ни странно, ничего не добавилось в ум и чувства после рецензий sguez'а и моих впечатлений.
2. Препарирование "Макбета" критиком в духе почвенной-крестьянской драмы, напротив, не понравилось. А вот что отметила бы после просмотра отрывков: молодые ведьмы, прыгающие на медный котел, переворачивающие его, бесстыдно заполняющие его, играющие - и эти игры втягивают уже людей в варево страстей.
Еще - бревно, в которое втыкаются топоры, среди сумрака и пустоты сцены, они потом выхватываются и вонзаются снова в дерево, еще и еще - когда убивают. А убивают много.
Еще – Макбет, похожий на демобилизованного солдата в своей шинели, и леди - когда он поднимает ее с пола из позы лягушки, она закрывает ему глаза во время его монолога, а он ей рот, потом они, пугаясь высказанного, меняются, потом снова пугаются, потом оба закрывают друг другу рот... Эпизод не показали дальше, но думается, что они должны потом закрыть друг другу глаза. Страха проговаривания уже нет – решение принято. И оно ужасно.
Блестящий эпизод казни Макбета - ведьма отрубает ему голову, а другая открывает дверцу печи, вытаскивает оттуда раскаленный слиток (его голову) на вилах, и в темноте он прочерчивает за прыжками девиц постепенно гаснущий след, а потом ведьма кидает его в чан с водой, оттуда идет столб пара... Порождение колдовства, морок отлился в кусок раскаленного безумия и возвратился, угаснув, в потусторонний мир. Но может и снова выковаться?
3. "Гамлет" (помимо очень хорошего описания bekara) – анализ критика интересен, но проще пересказать виденные эпизоды.
Это история вытягивания человека на вселенский холод, из человеческого простого мира – в искупление чужих грехов, в кровопролитие, инфернальный огонь и инфернальный же лед. Призрак кладет руки сына на огромный кусок льда, потом заставляет босыми ногами становиться на него, вручает в качестве ноши – Гамлет раскалывает его, достает оттуда кинжал и медленно начинает лизать в безумии лезвие. Мщение пошло.
Все персонажи втягиваются в механизм, внесенный из потустороннего мира. Во время монолога плоть и дух Гамлета терзаются, надетая белая искупительная рубашка героя разрывается, и на голое тело с огромного (в духе фрезерного) зубчатого круга капают раскаленный воск с прилепленных на колесе свеч и студеные капли с подвешенных снизу кусков льда.
В такой трактовке смерть является для героя долгожданным избавлением от мук, Гамлет ее встречает с тихой радостью. Призрак снова появляется, оплакивает сына и просит прощенья у отправленного им же на страдания и гибель. Жертва принесена в искупление. Но если кто-то спросит: "Чье пришло искупление?", то, как и бессмертие, – оно непонятно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments