А пока - самоцитата про экскурсию.
==... чувства противоречивые. Я не особый поклонник монастырей и росписей, истории рассказывались все уже известные читателям, полагаю: Грозный венчался девять раз вместо двойного канона, Смутное время и тп... Не знала только, что Мария Нагая ухитрилась засвидетельствовать подлинность обоих самозванцев, а потом же дважды отречься от них. До других лжедимитриев руки у нее все же не дошли. Расследование смерти царевича проводилось многократно, политическая борьба за последнего Рюриковича привлекала слишком многих, но эпилепсия все же не дала бы ему много пожить на свете?
Картины же злодейского убийства на стенах церкви Димитрия-на-крови повествуют о невинном мальчике, доверчиво глядящем на убийц, потом набат, крики матери, убийство сразу толпой тех, на кого было указано, одновременно гонец поскакал к Годунову, приехали расследователи, убили быстро уже триста (?) человек, колокол тоже был наказан вырванным языком и сослан, его тащили волоком и на себе (19 пудов) в ссылку остальные наказанные люди. Сейчас он снова стоит внутри на большой полке, звук великолепный, немного только отвести язык и отпустить - с полминуты потом стоит звон после одного удара.
Собор в Угличе эклектичен, дорические капители колонн совершенно не соответствуют церковному ордеру, но Екатерина the Second, перестраивающая все в барокко, не особенно грузилась этими соображениями.
Иностранцы-туристы бегают косяками, спускаясь с теплоходов, но есть ощущение, что власти выжимают бестолково из них деньги, не давая толком жителям от этого. Дороги стали вполне на уровне, правда, в закоулки городков не заглядывала, магазины беспроблемны, девушки хороши, как и всегда, но вот старики...
И расстроили дачные домишки - понятно, что народ живет в городе, в нормальных зданиях, а там все только картошку сажают, небось, но такие покосившиеся заборы и сами дома... :-(
Понятно также, что волжские города свой расцвет уже пережили в XIX веке, когда купцы свой товар по реке сплавляли, а потом более дешевые желдороги им бизнес перекрыли. Но... город Мышкин и то больше понравился - предприимчивостью жителей, наваявших музеи старой техники, ремесел, кузниц, гончарен и тп для туристов, тут же продающие все наклепанное и выточенное на глазах и каким-то ощущением все же... духа перемен. Углич же такого впечатления не произвел - сонность и дрема.
В Мышкине стоит неизменный памятник держателю кепки, купечески-комодистого вида, было сказано, что местные шутили: "Одной рукой таровато денежки в кармане считает, другой за спиной фигу показывает". Также люди веселились, сравнивая своего Ильича с калязинским - тонким, длинноногим и, видимо, политически более грамотным. Было также сказано, что стоит памятник на волжском откосе на фундаменте часовни, ее будут восстанавливать. По мне - лучше бы восстановили набережную-бульвар: за последние десять лет из пяти рядов берез осталось три - подмывает речка, впадающая в Волгу. Но на это денег нет. Я, конечно, заткнулась.
Монахи, машины в музее под небом (первый советский трактор - на ходу, ЗИС, виллис и тп), старухи, сено в монастыре для сушки :-)), колонны и остальное, стянутое у жизни - http://public.fotki.com/HinaChleck/uglich/
Про "машинерию" - правы те, кто увидел передвижную парогенераторную установку, топилась бревнышками. Тетенька-гид сказала попроще - динамо-машина, сделанная в 1947 году, я решила, что ослышалась, но мне показали даже овальную бляху на торце с датой.==
P.S. Старухи - откровенно говоря, дань восхищения виденной вчера у Косаковского старухе, которая в финале медленно выходит с питерской "лестницы", чешет себе спину, зовет собачку... Хочется пересмотреть снова фильм, во время которого счастливая улыбка не слезала с лица зрительницы, хотя и радоваться нечему вроде бы.