hina_chleck (hina_chleck) wrote,
hina_chleck
hina_chleck

Статья для медленного чтения

Михаил Ямпольский
Сообщество одиночек: Арендт, Беньямин, Шолем, Кафка
via sguez.
Первая мысль об быстрой идентификации себя с парией уступила место потом чтению более безличных рассуждений:
==мир, в котором существует пария (а Ханна Арендт начиная с сороковых годов будет систематически считать парию человеком без национальной принадлежности, перемещенным лицом, апатридом), не признает абстрактно-универсальных человеческих прав. Права в этом мире обеспечиваются только национальными сообществами. Те же, кто является просто человеком, со всеми атрибутами абстрактной всеобщей человечности, вообще не считаются людьми, так как не имеют ни малейших “человеческих” прав. Но в такой ситуации “просто человек” лишается своей человечности теми, кто является лишь представителем некоего частного национального сообщества.

Речь идет о парадоксальном переворачивании всех либеральных политических предпосылок. Наделенный человеческими правами представитель нации выступает как противник всеобщих прав человека. Пария же, лишенный человеческих прав, оказывается единственным полноценным носителем всеобщей человечности. Но всеобщность этой человечности обнаруживается лишь в исключенности, особости, сингулярности и изолированности парии. Более того, абстрактная всеобщность парии выступает в данном случае как всецело историческое образование, как продукт определенного этапа в развитии национальных государств. ==
==Августин указывает, что раздвоение в моей душе — я хочу хотеть, но не хочу — не может быть объяснено на основе манихейского дуализма, конфликта двух противоположных натур, доброй и злой, внутри человека. По его мнению, которое важно для Арендт, раздвоение происходит внутри одной души, одной воли. Раздвоение это имеет свойства конфликта, а не диалога. “Воля, адресуя себя к себе, возбуждает противоволю потому, что обмен [тут] чисто духовный; борьба возможна только между равными” [64].

Конфликт этот в принципе не вызывает удивления, потому что всякое воление нуждается в сопротивлении, там, где нет сопротивления, нет воли. Августин естественно стремится найти некое разрешение этого конфликта в объединяющем две воли начале, которое способно спасти единство эго. Арендт цитирует Августина, который, по его собственным словам, ищет “Единого во мне, который более я сам, чем я сам”[65]. Модель решения теолог находит в Троице, где Отец, Сын и Святой Дух, будучи субстанциально различными, соотносятся с собой и одновременно составляют единство. Единство, по выражению Августина, достигается потому, что все три субстанции “взаимно относительно предицированы”. Что это значит? Приведу объяснение Арендт:

Парадигмой взаимно предицированного отношения независимых “субстанций” является дружба: два человека, состоящие в дружбе, могут быть названы “независимыми субстанциями” в той мере, в какой они относятся сами к себе; они друзья — только относительно друг друга. Пара друзей составляет единство, которое едино столь долго и в той мере, в какой они являются друзьями; в момент, когда дружба прекращается, они снова становятся двумя независимыми друг от друга “субстанциями”. Это показывает, что кто-то или что-то могут быть единым, будучи отнесенными к самим себе, и вместе в тем быть соотнесенными друг с другом, так тесно этим связанными вместе, что оба могут предстать как Одно, не меняя своей “субстанции”, не утрачивая своей субстанциальной независимости и идентичности. Это путь Святой Троицы: Бог остается Единым по отношению к самому себе, но Он — три в единстве с Сыном и Святым Духом ==

==Развитие техники, нарастающее разделение труда, возникновение гигантских социальных институций приводят к тому, что люди становятся все менее независимыми. Возникают “машинные” структуры взаимной зависимости, которые так блистательно описывал Кафка, и связанная с ними система нового господства. Эти структуры зависимости опираются на “машинные” по своему существу взаимоотношения средства и цели 70, различие между которыми постепенно утрачивается. Нация, по мнению Арендт, — один из таких связывающих человека институтов нового господства. Такое понимание нации объясняет, почему статус парии — единственная гарантия сохранения свободы в современном мире.==

==Воля говорит памяти, что запоминать, а что забывать; она говорит интеллекту, что выбирать для понимания. Память и интеллект оба созерцательны и как таковые пассивны; именно Воля заставляет их действовать и в конечном счете (связывает их воедино). <...> Память и интеллект ушли от внешних явлений (outside appearances) и имеют дело не с ними (настоящее дерево), а с образами (ранее увиденное дерево), и эти образы очевидно находятся внутри нас. Иными словами, Воля с помощью внимания сначала осмысленным образом объединяет наши органы чувств с реальным миром, а затем втягивает этот внешний мир в нас и готовит его для дальнейших операций...[80]==
Tags: Цитатник_не_Мао, книжное
Subscribe

  • Привет от лета зиме

    (разговор в What'sApp про вышедшие из строя три недели назад автоворота) (Она) - Прикол с воротами. В лампу подсветки залезла гусеница, и там КЗ…

  • Шуба и селедки

    Черчилль называл новогоднюю российскую политику "борьбой селедок под шубой". (треп с LJ-юзером _moss) ... борьба селедок за драную шубу! ...…

  • Запрокинутое лицо

    Когда хожу снимать концерты, то смотрю на лица часто. И часто же взгляд застревает на одном мальчике: он, кажется, перешел через класс, потому что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments