hina_chleck (hina_chleck) wrote,
hina_chleck
hina_chleck

Con-temporary art, большой стиль и прочие ругательства

(Выполнено, выполнено, несмотря на то, что обещано!) После Биеннале-2005 сложилось ощущение: выставляемое нынешними художниками укладывается в две прокрустовы кроватки.
Первое: берем нечто, не проницаемое ни на первый, ни на второй взгляд, ни даже через очки старого грибника. К нему прилагается аннотация по восприятию (самим автором, если он милосерден; чужой бумажкой сбоку на стене, если автор уже забурел; рецензиями в "прэссе", если забурели все устроители выставки).
Прелесть подобного может заключаться во множестве интерпретаций, полностью устраивающих всех реципиентов. Негатив же может заключаться в неотвязной мысли зрителей: я тоже могу набрать все эти предметы и развесить их или снять все эти картинки и вывести на проектор. Только проектор, зараза, дороговато стоит: хороший – от 20000$. И знакомств у меня нет с галеристами.
В результате, проект Виолы в ГМИИ оказался красивой пустотой, даже не досмотренной до конца: скучно.
==Видео сделано по мотивам картины «Встреча Марии с Елизаветой» (1528-1529) флорентийского маньериста Якопо Каруччи, прозванного Понтормо. Оставив из четырех фигур три, Виола поменял прекрасное остановленное мгновение на чуть затянутое плавное движение видеопленки, работающей с удесятеренной частотой. При медленной прокрутке — сорок пять секунд реального времени развернуты в десять минут — ясным и значительным становится каждое малейшее движение: взгляд, касание рук, вьющиеся одежды, завораживающий шепот, порывы ветра…== Это из рецензии.
Но создается сильнейшее ощущение, что встреча трех друзей в подворотне магазина, мучительно раздумывающих, где бы им достать еще 23 коп, снятая в таком же режиме, могла быть дать больше драматизма и экспрессии. Или сюжет встречи двух собачников во дворе, обсуждающих тонкости кормежки и выгуливания своих братиков меньших, ничем бы не уступал исходнику по проникновенности лиц и медленному веянию поводков, натягиваемых псами.
Достаточно всего лишь сменить режим восприятия и не стоило уж беспокоить итальянского хорошего маньериста по этому поводу?

Примерно так же было сработано и в Музее архитектуры, но там лучше сама фактура помещения: чугунные ступени, стены с ободранной штукатуркой, кирпичная кладка сводов, полутемнота, деревянные настилы и прочее часто интереснее демонстрируемого внутри.
А так: развешенные пальто Болтански мучительно сразу воткнули в мозги магриттовскую "Голконду", и все старания автора пояснить, что это – вернисаж пальто одесситов, когда-то живших и умерших в разное время, оболочки тех, кого нет, ничего не давали, кроме ернической мысли, что пальто жителей любого среднего города, между 40 и 60 широтами на европейской территории, наверное, выглядели бы также. А может, и поновее.

Второй вариант кроватки для искусства: когда идея прочитывается на раз, и потом смотреть, и даже думать, неинтересно. Особенно этим страдает соц-арт, который буду пинать ниже. Но и видео Михаль Ровнер тянет на это определение тоже: в чашке Петри крутятся картинки с рядами мелких держащихся за руки человечков, образующих круги, фигуры, движение им. Броуна и тп. Человечки сверху смахивают на хромосомы и на жгутиковые одновременно. Сначала забавно, потом опять скучно.

В Музее Ленина возникла мысль: это ж во второй раз в жизни забрела! Первый был – когда в пионеры принимали. Упс...

Из более тридцати проектов запомнились: расейский генератор плюшевых зайцев, которые должны были, судя по описанию, после последовательного включения и слияния семи цветов спектра, отраженных от зеркалец, подразумевающего чистый цвет творения, вылетать из раструба агрегата в прозрачный контейнер, где уже валялась куча зайцев, наподобие вытаскиваемых игровыми автоматами.
Обещано было каждые четыре минуты, но в первый раз не было ничего, что заставило заподозрить просто стеб, однако, потом все гудело и вываливалось как надо.
Понравились, расейские же, "Маленькие человечки", особенно впечатлил Ильич, беспрерывно ворочающийся без помощи рук в своей картонной коробке. Чувствовалось, что в музее его имени ему не так комфортно, как в Мавзолее.

Еще были некоторые проекты, стоящие внимания, но сразу скажу, что большая диарама "Влияние русской революции 1905 года на рабочие, народно-освободительные и крестьянские движения", не вынесенная на время выставки из угла зала, была более убедительна и значительна, чем все артефакты. Пимпочки на охваченных городах, закрашенные области в Китае, Африке, Азии, да и весь мир, попавший под влияние 1905 года, завораживали.

Теперь про соцарт. Поскольку в последние дни выставки был фильм про всех значительных его представителей (Пригов, Борис Орлов, Леонид Соков, Виталий Комар, и др), то внимательно просмотрела все и после безжалостно пристала к Орлову, готовившемуся уже отмечать закрытие выставки. Художник был мал ростом, худоват, староват, и отдуваться ему пришлось за всех представителей соцарта.
Далее вольный пересказ беседы.
– Если мои вопросы покажутся Вам обидными, нет проблем, я переформулирую и уточню, что хотела сказать... вот в фильме были кадры того времени, примерно середина 70 – середина 80-х годов. Даже забылось, как много там было красного цвета в городе: лозунги, плакатным шрифтом исполненные белым на красном цифры и буквы, флаги, гвоздики, патреты вождей, живых политбюрошных и усопших классиков, опять же черно-белым на красном…
Улицы были чистыми, кстати, постовые - вежливыми и аккуратными, и весь тот стиль сам по себе гораздо больше производит впечатление, чем приставленные головы Микки и Минни Маусов на мухинские тела рабочего и колхозницы, или пионерствующие Комар с Меламидом, трубящие и отдающие салют, или вождь с девочкой в неожиданном ракурсе, или обыгрывание лент орденов, или вписывание в барельефные профили вместо троицы двойки себя, любимых.
Вот, посмотрите на этот зал, с резными изумительными потолками, уходящими ввысь и присобаченными к ним внизу капителями колонн с серпами и молотами, или вот перед Вами над экраном барельеф Ильича с флагами по обеим сторонам – как он сочетается с этими люстрами?

– Так в том-то и дело, что на тот стиль работало все государство, это был "большой стиль", и потому он приобрел монументальные черты, вобрав в себя не только христианские, но и языческие мотивы, "праздник первого трактора" и тп...
– Правильно, но (тут пришлось проглотить фразу о том, что тогда отсутствие большого стиля нужно заменять большим же талантом?), впечатление-то другое от работ соцарта, мельче, чем от исходника. Может, проще просто переносить из того контекста в другой, не трогая непосредственно сами образы, столкновение времен дает более сильный эффект?
– Не понял, это вы мне в упрек, что ли?
– Нет, я прекрасно понимаю, что в те годы это было актом мужества, была лианозовская выставка, все невозможно было не то, что выкрикнуть, но и прошептать, что Вы, это просто попытка понять, почему так по-разному сейчас воспринимается...

Раскланялась, поблагодарила и убежала с очередной проглоченной мыслью о том, что соцарт уже отжил свое, поскольку исчез тот перепад давлений, который и обеспечивал ему успех. Двигателю нужны другие ресурсы, которых сейчас нет, а потому этот двигатель стоит на конюшне, вместе с тарантасом, старой сенокосилкой и рубелями.
Tags: живопись_фотки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments