При вести о Сиене синьор Фоско быстро показал нам горки руками. И не обманул: улицы кривы в двух измерениях и почти достойны быть имени Мандельштама.
Самые выносливые и забирающиеся в уголки – туристы-азиаты, и они же – самые увековечивающие себя на фоне
Площадь на фото в арке – Piazza del Campo. (Кстати, буква С никогда не произносится, как "эс". Могут быть самые различные сочетания: вездесущий выход uscita читается "ушитА", ciao – сами знаете, которая bella, non capisco – не знал Данглар, chiuso – закрыто – кьюзо – тоже весьма быстро доходит).
Именно на этой раковине-площади и проводится Палио.
Во время Палио на окнах будут флаги, а пока – белье, оно везде висит беззаботно. Но о сумасшествии скачек позже.
Сначала мы побежали в пинакотеку в палаццо Буонсиньори. О Симоне Мартини и Липпо Мемми! Я выучила эти имена, презрев теперь расцвет Возрождения, уже навязший в зубах. Возможно, несправедливо, но раннее Возрождение поразило гораздо более, чем уже все разрепродуцированные мастера. К сожалению, впечатление не передается.
Если же кто попадет в пинакотеку, то в четвертом (?) зале справа есть фрагмент фрески, изображающей Христа, неизвестного автора. Взгляд опять же непередаваем.
Много изображений святого Джованни Батиста, которого можно сразу узнать на всех фресках не только по звериным шкурам, но и по взгляду. Возможно, что покровителю Флоренции приписывали более харизмы, чем другим?
Почему, однако, этот Иоанн Креститель в шкурах – не могу сказать. UPD. См. в следующей записи поправки.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8%2C_%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5 – Симоне Мартини
Его подборка http://picin.net.ru/name/5896/page20.htm
На закуску http://world.lib.ru/img/p/peer_i_s/siena/lorenzetti.jpg - Амброджио Лоренцетти.
(Галерея в Палаццо Пубблико http://picin.net.ru/find/%CF%F3%E1%E1%EB%E8%EA%EE/page5.htm )
К сожалению, нет фресок Липпо Мемми, который еще встретится в Сан-Джиминьяно.
Далее на снимках двухцветный собор, с выложенными мраморными картинами на полу. В нем есть библиотека Пикколомини с прекрасной росписью.
http://world.lib.ru/img/p/peer_i_s/siena/pinturicchio.jpg (епископ Сиены представляет императору Фридриху III Элеонору Арагонскую. Столп на фреске в центре сохранился поныне, вдали старый собор и возле него строится новый).
http://world.lib.ru/img/p/peer_i_s/siena/myroma268.jpg,
http://world.lib.ru/img/p/peer_i_s/siena/myroma265.jpg - роспись библиотеки Пикколомини
http://world.lib.ru/img/p/peer_i_s/siena/myroma257.jpg - мраморная мозаика на полу
http://world.lib.ru/img/p/peer_i_s/siena/myroma256.jpg - сиенская волчица (их много в городе, но эта – самая выразительная)
Теперь про Палио. Слово это – название флага с изображением Девы Марии. Флаг переходящий, как знамя победителя соцсоревнования.
Итак, по порядку: "солдаты, матросы, евреи, мел, креветки, офицеры и портовые чиновники" – Диккенс.
В обычный день город заполняется спокойными туристами. Есть и неспокойные туристические особи, но это в Риме и, особенно, в Венеции.
А вот во время состязаний набегает именно местный народ в предвкушении парада, скачек и противостояния "контрад". Последнее наиболее весомо. История Палио тянется с XIV века: соперничество кварталов уже не выплескивалось на борьбу с Флоренцией, победившей всех вокруг себя, и агрессивность, видимо, перешла в местную фазу.
Есть легенды, что соединиться влюбленным из разных контрад и сейчас труднее, чем Монтекки с Капулетти или Онегину с Ленским.
Кстати, междоусобицы характерны в те времена для многих европейских стран, так что закрадывается мысль, что московско-тверские распри не есть что-то особенное.
"веселый нрав военных. Для ума, вдохновленного любовью к человечеству, является истинным наслаждением созерцать этих храбрецов, бродящих по улицам и пошатывающихся от избытка жизненных сил и горячительных напитков" – Диккенс опять прав. Избыток сил есть у всех горожан, готовятся все тщательно, победа – предмет гордости, и даже простое участие в параде – весомая добавка к профессиональной репутации дантиста или галантерейщика. Подробности http://www.vsesmi.ru/news/34803/85984/
Туристов долгое пребывание на площади напрягает, места же на трибунах дороги, поэтому только местные и оттягиваются на солнцепеке всласть в клубах табачного дыма.
" Потребление табаку в этих городах, - продолжает мистер Пиквик, - должно быть, очень значительно"
Про табак –"vietato fumare" везде в помещениях. Это очень приятно, но ведь не распространяется на открытые места. А стоять на площади и окуриваться в течение часов дымами, происходящими от разжигания самосада, приятного только для поклонников "Беломорин" и "Дружков", сложно.
Возможно, что местный народ экономит на куреве, все равно много не дадут надышаться в домах?
"все же славный малый сам пришел на следующее утро в трактир и выразил готовность не придавать значения этому делу и позабыть то, что произошло."
Когда же мы, отсмотрев парад уже в течение двух часов, решили все же уйти, поняв, что из скачек все равно только достанется маленький кусочек дуги, наблюдаемый из третьего ряда, то тут стало сложно. Выход был только в одном конце площади, туда мы пробрались не сразу, но спокойно, а вот плотный поток идущих навстречу горожан, не собиравшихся нас пропускать и восклицавших: "Куда вы, скачки сейчас будут!", - не давал выйти.
Наверное, слово "козлы" тоже звучало, но мы его предусмотрительно не понимали. Хотелось выйти. Народ начал непреднамеренно нас толкать, причем, сильно. При виде карабинеров возникло решение пробиваться к ним, однако, пять метров до них дались с большим трудом.
В итоге оные карабинеры просто выдернули нас за руки и отправили в загончик для выхода, но и эти пятьдесят метров с площади преодолелись за полчаса, наверное. Было страшновато.
Дух средневековья сильнее всего выразился не в костюмах, барабанах, лошадях и тп, а именно в этой толпе: веселой, равнодушной, легко и беззаботно топчущей тех, кто не с ней.
Вот открытка http://public.fotki.com/HinaChleck/italy_2006/siena/palio.html человеческой икры. Мы были там третьерядной икрой.
В результате проще всего для туристов делать так: сначала на площади постоять, а потом пойти и найти бар, в котором местные болеют за свои контрады. Правда, город сильно опустел, но все же найти можно было заведения.
В игорном зале пятеро экспансивных без различия пола горожан прыгали на табуретах у экрана, но там плохо работала антенна, особенно когда проезжавший автобус останавливался на остановке. Тогда хладнокровный итальянский парень выскакивал из дверей и кричал ему, чтобы тот проехал. Сделать это было трудно - автобусов накопилось много, видимо, все шоферы хотели тоже отвлечься и куда-то зарулить посмотреть.
А вот во втором баре - был шикарный большой экран, все было прекрасно видно, народ тоже прыгал на своих стульях и горячо обсуждал. Для нас подвинулись и дали посмотреть. Выиграли "тортугэ".
==Кстати, в нынешнем Палио за одну из контрад будет выступать конь по имени Достоевский.==
Но он не выиграл.