Про так и не увиденную нами "Тайную вечерю":
"за выполненную работу в трапезной, где Леонардо пишет апостолов, и за окно - 37 ливров, 16 сольдо".
(При разглядывании репродукций пришла мысль, что за окно - безусловно бы заплатила и сейчас, а вот за апостолов - уже нет, там же ничего не осталось толком).
А потом далее Стендаль пишет, что у Леонардо краски были на слабом растворе масла и выцвели (художник хотел избежать желтизны), стена была из плохого материала, состав шелушиться начал уже через несколько лет, трапезная заливалась все время наводнениями, в 1560 году уже были одни контуры, потом три неудачных реставрации, постой конюшни бонапартовского генерала, несмотря на запрет самого Наполеона и так далее...
Непонятно тогда - на что же сейчас смотрят люди? На кусочек прозрачного неба - я согласна.
Еще Стендаль любит кондотьеров - и Наполеона как одного из них.