?

Log in

No account? Create an account
hina_chleck
December 18th, 2002
07:38 pm

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
Прочла воспоминания о Шостаковиче
Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману:
“Я вернулся из поездки в Дрезден. Смотрел материалы кинофильма „5 дней, 5 ночей”, создаваемого Л. Арнштамом. <...>
Меня там очень хорошо устроили для создания творческой обстановки. Жил я в городе Горлице, также на курорте Горлиц, что под городом Кенингштейном, в 40 километрах от Дрездена. Место неслыханной красоты. Впрочем, ему и полагается быть таковым: это место называется Саксонская Швейцария. Творческие условия оправдали себя: я сочинил там 8-й квартет. Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму, пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: „Посвящается памяти автора этого квартета”. Основная тема квартета нoты D. Es. C. H., т. е. мои инициалы (Д. Ш.). В квартете использованы темы моих сочинений и революционная песня „Замучен тяжелой неволей”. Мои темы следующие: из 1-й симфонии, из 8-й симфонии, из Трио, из виолончельного концерта, из „Леди Макбет”. Намеками использованы Вагнер (траурный марш из „Гибели богов”) и Чайковский (2-я тема 1-й части 6-й симфонии). Да: забыл еще мою 10-ю симфонию. Ничего себе окрошка. Псевдотрагедийность этого квартета такова, что я, сочиняя его, вылил столько слез, сколько выливается мочи после полдюжины пива. Приехавши домой, раза два попытался его сыграть и опять лил слезы. Но тут уже не только по поводу его псевдотрагедийности, но и по поводу удивления прекрасной цельностью формы. Но, впрочем, тут, возможно, играет роль некоторое самовосхищение, которое, возможно, скоро пройдет и наступит похмелье критического отношения к самому себе.
Сейчас я отдал квартет переписать и надеюсь начать его разучивать с теми же бетховенцами.
Вот и все, что произошло со мной в Саксонской Швейцарии”

UPD выписанное еще ранее другое письмо
“29.XII.1957. Одесса.
Дорогой Исаак Давыдович! Приехал я в Одессу в день всенародного праздника 40-летия Советской Украины. Сегодня утром я
вышел на улицу. Ты, конечно, сам понимаешь, что усидеть дома в такой день нельзя. Несмотря на пасмурную туманную
погоду, вся Одесса вышла на улицу. Всюду портреты Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, а также т.т. А. И. Беляева, Л. И.
Брежнева, Н. А. Булганина, К. Е. Ворошилова, Н. Г. Игнатова, А. П. Кириленко, Ф. Р. Козлова, О. В. Куусинена, А. И.
Микояна, Н. А. Мухитдинова, М. А. Суслова, Е. А. Фурцевой, Н. С. Хрущева, Н. М. Шверника, А. А. Аристова, П. А.
Поспелова, Я. Э. Калнберзина, А. И. Кириченко, А. Н. Косыгина, К. Т. Мазурова, В. П. Мжаванадзе, М. Г. Первухина, Н. Т.
Кальченко.
Всюду флаги, призывы, транспаранты. Кругом радостные, сияющие русские, украинские, еврейские лица. То тут, то там
слышатся приветственные возгласы в честь великого знамени Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, а также в честь т.т.
А. И. Беляева, Л. И. Брежнева, Н. А. Булганина, К. Е. Ворошилова, Н. Г. Игнатова, А. И. Кириченко, Ф. Р. Козлова, О. В.
Куусинена, А. И. Микояна, Н. А. Мухитдинова, М. А. Суслова, Е. А. Фурцевой, Н. С. Хрущева, Н. М. Шверника, А. А.
Аристова, П. А. Поспелова, Я. Э. Калнберзина, А. П. Кириленко, А. Н. Косыгина, К. Т. Мазурова, В. П. Мжаванадзе, М. Г.
Первухина, Н. Т. Кальченко. Всюду слышна русская, украинская речь. Порой слышится зарубежная речь представителей
прогрессивного человечества, приехавших в Одессу поздравить одесситов с великим праздником. Погулял я и, не в силах сдержать
свою радость, вернулся в гостиницу и решил описать, как мог, всенародный праздник в Одессе.
Не суди строго.
Крепко целую.
Д. Шостакович”=

Tags: , ,

(43 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:tn
Date:December 19th, 2002 07:34 pm (UTC)
(Link)
Может, и не в пандан, но тем не менее... вот вам еще история, рассказанная человеком, которого Ахматова привела к Шостаковичу с связи с делом Бродского. Шостакович сразу спросил:"Он что, с иностранцами встречался ?". Этот факт был подтвержден, и Шостакович тогда приуныл. Для него несанкционированное властями общение с иностранцами было в корне неправильным поступком (заметим - это начало шестидесятых). А Бродский вот что про это (маскималистски :) говорит: "Беда положения нравов в отечестве заключается в том, что мы начинаем бесконечно анализировать все эти нюансы добродетели или, наоборот, подлости. Все должно быть "или-или". Когда начинаешь учитывать обстоятельства, тогда уже вообще поздно говорить о добродетели. И самое время говорить о подлости." ... Индивидуум должен игнорировать обстоятельства...".
[User Picture]
From:hina_chleck
Date:December 20th, 2002 10:44 pm (UTC)

Несколько сбивчивые мысли

(Link)
Про осуждение – сложный вопрос, уже поднимавшийся на дискуссии когда-то? Могу сказать одно: у меня может быть самое нелицеприятное мнение о человеке, но если даже оно и будет высказано (что вряд ли – мне проще ставить в игнор неприятных людей), то только ему лично, а не при всех остальных. А потому говорить, что кто-то струсил, сдался, был слаб – язык не поворачивается, это позволительно только тому, кто сам все перенес, а обычно эти люди как раз и прощают легче, чем те, кто не знает всех ужасов? Что-то сбивчиво выходит, может, мне подумать и вернуться снова к вопросу?
[User Picture]
From:tn
Date:December 22nd, 2002 01:44 pm (UTC)

Re: Несколько сбивчивые мысли

(Link)
В принципе, оно канешна..... Однако, замечу, что Бродский-то как раз прошел и тюрьму, и психушку и ссылку в Норенском... Шостаковича бог миловал. Да и вообще, в середине шестидесятых великий композитор мало чем рисковал бы, ну погрозили бы пальчиком, ай-яй-яй.. Это надо было быть Синявским и Даниелем, чтобы получить срок, да и то с ними это случилось на несколько лет позже описываемых событий.
[User Picture]
From:hina_chleck
Date:December 22nd, 2002 04:39 am (UTC)

Уточнение

(Link)
Мне в письме Шостаковича что понравилось-то? Вот это ироничное отношение к себе, "шедевру", обстоятельствам...
From:pvlmey
Date:February 9th, 2003 06:44 am (UTC)

Re: Уточнение

(Link)
Да, Шостакович, судя еще по многим цитатам, всегда отзывался о себе полуиздевательски. Не любил он себя. Раненный человек. "Псевдотрагедийный" - по-моему самое сильное здесь.
Вы читали С.Хентову "Удивительный Шостакович"? Там есть жареная глава "Женщины в жизни Шостаковича". Даже был какой-то скандал (Вы, может, и в курсе). Не решаюсь Вам даже рекомендовать.
Так вот, там довольно хорошо виден человек Шостакович. Все настолько уныло и тягомотно, что не может быть скандальным. Наверное, там нечто близкое к правде написано.
Кстати, никто по-моему не отмечал, что Шостакович смахивал на Суслова. То же птичье лицо.
[User Picture]
From:pollak
Date:February 9th, 2003 09:51 am (UTC)
(Link)
Это из такой зеленой книжечки? Очень люблю.

Письмо о советском празднике в Одессе помните?

Его Геннадий Рождественский читал перед концертом в 97-мом году , когда юбилейный фестиваль Ш.
Причем читал гениально - с когда там идет перечисление фамилий, с каждой новой его голос становился все глуше.
Гениальный и чисто музыкалный прием самого Ш. в этом письме - повтор списка фамилий.Рондо.

Я потом специально нашел эту книгу и прочел.

[User Picture]
From:hina_chleck
Date:February 9th, 2003 10:51 am (UTC)

Вы будете-таки смеяться...

(Link)
Сравнительно недавно мною на дискуссии был приведен именно ваш эпизод! Не могу отказать себе в удовольствии воспроизвести его еще раз. :-)))
=(воспоминания о Шостаковиче). Полагаю, вы оцЕните вот это его письмо:
“29.XII.1957. Одесса.
Дорогой Исаак Давыдович! Приехал я в Одессу в день всенародного праздника 40-летия Советской Украины. Сегодня утром я
вышел на улицу. Ты, конечно, сам понимаешь, что усидеть дома в такой день нельзя. Несмотря на пасмурную туманную
погоду, вся Одесса вышла на улицу. Всюду портреты Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, а также т.т. А. И. Беляева, Л. И.
Брежнева, Н. А. Булганина, К. Е. Ворошилова, Н. Г. Игнатова, А. П. Кириленко, Ф. Р. Козлова, О. В. Куусинена, А. И.
Микояна, Н. А. Мухитдинова, М. А. Суслова, Е. А. Фурцевой, Н. С. Хрущева, Н. М. Шверника, А. А. Аристова, П. А.
Поспелова, Я. Э. Калнберзина, А. И. Кириченко, А. Н. Косыгина, К. Т. Мазурова, В. П. Мжаванадзе, М. Г. Первухина, Н. Т.
Кальченко.
Всюду флаги, призывы, транспаранты. Кругом радостные, сияющие русские, украинские, еврейские лица. То тут, то там
слышатся приветственные возгласы в честь великого знамени Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, а также в честь т.т.
А. И. Беляева, Л. И. Брежнева, Н. А. Булганина, К. Е. Ворошилова, Н. Г. Игнатова, А. И. Кириченко, Ф. Р. Козлова, О. В.
Куусинена, А. И. Микояна, Н. А. Мухитдинова, М. А. Суслова, Е. А. Фурцевой, Н. С. Хрущева, Н. М. Шверника, А. А.
Аристова, П. А. Поспелова, Я. Э. Калнберзина, А. П. Кириленко, А. Н. Косыгина, К. Т. Мазурова, В. П. Мжаванадзе, М. Г.
Первухина, Н. Т. Кальченко. Всюду слышна русская, украинская речь. Порой слышится зарубежная речь представителей
прогрессивного человечества, приехавших в Одессу поздравить одесситов с великим праздником. Погулял я и, не в силах сдержать
свою радость, вернулся в гостиницу и решил описать, как мог, всенародный праздник в Одессе.
Не суди строго.
Крепко целую.
Д. Шостакович”=
А про рондо можете написать поподробнее? Закольцовывание, наверное?
[User Picture]
From:pollak
Date:February 9th, 2003 11:21 am (UTC)

Re: Вы будете-таки смеяться...

(Link)
Да! То самое письмо!

Простите, а дискуссия был устная или в ЖЖ?

Ну в музыке не только в рондо но вообще часто повторяется одна и та же музыкальная фраза.

Рондо, просто говоря это так
тема1 _ тема2 _ тема1
Послушайте 2 часть 20 концерта Моцарта, например.

А тут эффект комизма построен на повторе списка.
Зато если писмо вскроют или случайн попадет кому не надо - какие претензии?
[User Picture]
From:hina_chleck
Date:February 9th, 2003 12:16 pm (UTC)

Re: Вы будете-таки смеяться...

(Link)
Дискуссия была в инете, но не в LJ. Есть один такой сайт... :-))
Поймите правильно, шифроваться здесь тогда смысла ведь мне не будет? :-))
Если хотите подробнее - могу кинуть тогда на "адриск" ссылку. Но там особо обсуждения не было в декабре, моя подача - и пингование в ответ одного персонажа.
Гениальное еще во это "не суди строго"
Same here!!! Мне это тоже о-о-о-очень понравилось...

Про музыку - спасибо. Даже стирать не буду из ящика письмо, послушаю потом по вашей наводке.
[User Picture]
From:hina_chleck
Date:February 10th, 2003 06:25 am (UTC)

Re: Вы будете-таки смеяться...

(Link)
Вы могли бы привести в качестве иллюстрации и свою историю?
Она мне понравилась. И даже очень.
Сжатие времени чувств и жизни до пяти часов в неделю... Но вечность - разве "теплое и уютное слово"? Как ни катаешь слово вечность на языке, оно все же свистит и выдувает из пространства куда-то вне?
И почему-то выплыла из памяти брет-гартовская "Кресси", правда, с другими совсем акцентами.
[User Picture]
From:pollak
Date:February 9th, 2003 11:28 am (UTC)

Re: Вы будете-таки смеяться...

(Link)
Гениальное еще во это "не суди строго"

А кстати в том же 97мом на том же фестивале
исполняли это DSch Вообще говорят что Бах тоже делал B-A-C-H
[User Picture]
From:lstar
Date:February 11th, 2003 12:34 pm (UTC)

Re: Вы будете-таки смеяться...

(Link)
Форма рондо: эпизод1-рефрен-эпизод2-рефрен[...]
[User Picture]
From:syarzhuk
Date:December 2nd, 2007 11:35 pm (UTC)

Re: Вы будете-таки смеяться...

(Link)
А. П. Кириленко или А. И. Кириченко???
From:(Anonymous)
Date:June 17th, 2007 11:00 am (UTC)

l

(Link)

. Much respect!





[User Picture]
From:livejournal
Date:October 7th, 2020 04:17 pm (UTC)

если я когда-нибудь

(Link)
User belkafoto referenced to your post from если я когда-нибудь saying: [...] Поэтому я сам решил написать таковое" (взято здесь: https://hina-chleck.livejournal.com/3119.html [...]
Powered by LiveJournal.com