hina_chleck (hina_chleck) wrote,
hina_chleck
hina_chleck

Целибат духовенства-2

По ссылке от seann, которой огромное спасибо, глава 5, "Возвышение Запада"
http://ru.irisen.ru/Editor/assets/Files/Lal-ch5.pdf несколько цитат (читать надо все, конечно - сравнение структуры Запада и Востока и объяснение причин рывка Запада)

==Цитируя Беду Достопочтенного, Гуди «говорит о некоторых проблемах, связанных с обращением языческой Англии». Он объясняет, как после того как «Августин, первый архиепископ Кентерберийский, прибыл в 597 г. [в Англию], он посылает гонцов назад, к папе Григорию [I] в Рим, ища совета по определенным текущим проблемам, включая проблемы брака… Четыре из девяти вопросов, по которым Августин просит совета у Папы, касаются пола и брака»57. Ответы папы Григория, как показывает Гуди, перевернули традиционные средиземноморские и ближневосточные паттерны правовых и традиционных практик в сфере отношений внутри дома. Эта традиционная система «дозволяла, более того — поощряла практику, во‑первых, браков с близкими кровными родственниками, во‑вторых, браков с близкими свойственникамиiii или вдовами близких кровных родственников (возможно, по наследству, крайней формой которого был левират iv); в‑третьих, передачи детей путем усыновления; и, наконец, сожительства (конкубината), формы побочного союза58.

В ответе папы все четыре практики были запрещены. Папский ответ, утверждает Гуди, мало чем обязан Священному Писанию, римскому праву или существующим обычаям в старых или новых областях, колонизированных христианской церковью. В сочетании с христианской запретительной нормой против разводов, восходящей к словам Христа (Мф 19, 3—9), все отвергнутые практики имели один общий аспект. Они затрагивали «стратегии наследования»: наследование семейной собственности, обеспечение наследником и защиту статуса в развитом стратифицированном аграрном обществе»59.
Так, утверждает Гуди, «брак между родственниками служит укреплению “семейных” связей. Эти специфические формы также предотвращают изъятие собственности из “семьи” наследницами‑женщинами и, следовательно, борются с проблемой отсутствия сыновей. Они не делают ничего для исключения риска отсутствия наследника как такового. Любая “прямая” система наследования (та, в которой дети являются первичными бенефициарами состояния и статуса родителей) должна считаться с тем фактом, что примерно у 20% пар рождаются только девочки, а еще 20% вообще не имеют детей60; эти цифры будут выше, если имеется высокий процент бесплодия, гомосексуализма или предохранения от зачатия. Различные формы близкородственных браков должны уберечь от отсутствия сыновей; другие стратегии — усыновление, полигиния, развод и повторный брак — могут применяться для обеспечения выхода из ситуации при бездетности. Но запретите близкородственный брак, воспрепятствуйте усыновлению, осудите многоженство, внебрачное сожительство, развод и повторный брак — и 40% семей останутся без прямого наследника мужского пола»61.

Следовательно, папский запрет VI в. мешал семье сохранять ее собственность и способствовал отчуждению последней62.
Но именно к этому церковь и стремилась, потому что изначально она выросла и стала богатым землевладельцем через дары и пожертвования.==

==«Один из основных демографических контрастов между древним и современным населением, —
пишет Лейн‑Фокс, — заключается в более высокой доле молодых вдов в древности. Поскольку брачный возраст девушек
зачастую был очень низким, едва ли не тринадцать лет, для более
старших мужей была более высокой вероятность умереть первыми,
оставив своих жен для второго брака, который поощрялся светс-
кими законами: по правилам Августа вдов наказывали, если они
не вступали в повторный брак в течение двух лет. В церквах, од-
нако, вдовство было почтенным статусом, и на повторный брак
часто смотрели как на уступку слабости… Христианское учение,
таким образом, порождало тенденцию к одиночеству вдов, и сре-
ди прихожан их число становится значительным… В большинстве
родных городов этих женщин правила наследования по женской
линии позволяли им контролировать или наследовать часть соб-
ственности их мужа. В свою очередь, естественным кандидатом
на получение этого наследства была церковь… Причем церкви
извлекали выгоду не только за счет вдов. Они превозносили де-
вственность, и молодые женщины, их прихожанки, действительно
хранили ее… В результате, являясь наследницами части отцов-
ской и материнской собственности, такие женщины вырастали,
не имея собственной семьи. В древности получение наследства
было кратчайшим путем к социальному продвижению и к увели-
чению личного капитала. Идеализируя девственность и проявляя
неодобрение относительно второго брака, Церковь стала непре-
взойденным участником гонки за наследством64.
Таким образом, ответ папы Григория Августину в точнос-
ти соответствовал тенденции к преследованию собственных ин-
тересов, наблюдавшейся в поведении церкви с первых дней ее
формирования65. И накопления церкви были феноменальны-
ми. «По некоторым оценкам, — пишет Гуди, — к концу VII в.
во Франции в руках Церкви находилась одна треть производи-
тельных земель66. В течение двух последующих столетий рост был
тоже очень быстрым. “В IX в. в германских землях, в Северной
Франции и в Италии Церковь владеет земельными угодьями вдвое
большими, чем в VIII. В Южной Франции также между первой и
второй четвертями IX в. церковная собственность увеличивается
с 21 до 40%”»67, 68.
Но начиная с Х в. эта огромная собственность, накопленная
церковью, стала привлекать как внешних, так и внутренних врагов.
Началось масштабное расхищение церковных земель. Великая
секуляризация Х в. привела к набегам на церковные земли, осо-
бенно монастырские, «отчасти со стороны государства, отчасти
со стороны пиратов, таких как норманны, и отчасти со стороны
развращенных клириков, которые использовали церковную соб-
ственность в своих собственных целях»69.
Ответом стала папская революция. Она была направлена
на восстановление разграбленной церковной собственности70.
«Инициированные в те времена реформы включали принужде-
ние духовенства к целибату и широкое распространение запрета
на брак — последнее несло в себе элементы ослабления контро-
ля за имуществом со стороны родственников, а первое помогало
сохранить в руках Церкви то, чем она уже владела»71. Создавая
церковь‑государство, а также связанную с ней административ-
но‑правовую систему, о чем мы уже упоминали, церковь — и тут
мы должны согласиться с Гуди — защищала свои материальные... интересы==

Не зря, не зря папа Гильдебранд взял себе имя Григория VII - отвешивая поклон первому. Правда, неизвестно, что имели в виду остальные Григории от II до VI и с VIII до XVI, это надо с ними отдельно разбираться.
(Первоисточник о переписке Августина и Григория I - Беда Достопочтенный, "Церковная история народа англов" http://www.krotov.info/acts/07/beda01.html (см. главу XXVII)).

Вытащим себе на память и картинки папы Григория I Великого
Обычная - http://www.krugosvet.ru/articles/26/1002676/PH04582.jpg,
старинная - http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000033/pic/st100_25.jpg
Tags: historical, Цитатник_не_Мао, экономицкое
Subscribe

  • Свидетели

    Я вот думала, что чувствовали свидетели, когда на их глазах убивали посла. И вот фото фотографа Associated Press Бурхана Озбиличи (Burhan Ozbilici)…

  • Справочное - пусть побудет

    Динамика, объясняющая и явление миграции, и несостоятельность некоторых нынешних, кхм, упреков.

  • Из пены дней

    - ==Но когда мы говорим о массовом бегстве с Кубы в США так, как если бы это бегство и вынудившая его скудность жизни были исключительно следствиями…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment