Эпизод из "Пейзажа, написанного чаем" всем известен: дворник-снегочист попадает в класс ликбеза с другими обладателями валенок и безграмотности.
== -- Да ведь это, дорогая Наталья Филипповна, математика XIX века. Позвольте вам заметить! Сегодняшняя, современная математика придерживается совсем иных концепций. Ей известно, что один плюс один отнюдь не всегда будет два. Дайте-ка мне на минутку мел, и я вам это докажу.
... Он понял, где найдет ошибку, и рука его, постукивая мелком, полетела по рядам написанных Цифр, с которых уже начала осыпаться белая пыль.
В ту же минуту весь класс, все двадцать четыре дворника, все, кроме учительницы Натальи Филипповны Скаргиной, стали громко подсказывать ему решение:
-- Постоянная Планка! Постоянная Планка!==
Этот эпизод, пожалуй, лучший в романе. Поэтому мне более нравится "Хазарский словарь".
Но вопрос в другом. Понятно, что поколение ученых, ушедших в дворницкую тихую фронду, сразу ложится в матрицу интеллигентного modus vivendi, и даже начинаешь удивляться, что подобное не придумалось в самиздатлитературе. Еще вспоминается и маленький чужеземный рассказик, когда в антиутопии гений обманывает могучий электрический интеллект, намеренно давая неправильные ответы и перебирая тем самым ногами около зубьев решетки внизу социального эскалатора.
Когда в школе были матвикторины, то частенько мы играли и в доказательство неверных тождеств. Обычно незаметно вводилось извлечение квадратного корня или получение логарифма. (Кстати, это помогало и после, когда уже реально надо было искать ошибку в расчетах).
Но зачем, зачем в матвыражение вводить физическую размерную величину?! Или это просто для красоты Павич придумал, не разбираясь в точных науках?
Или я не вижу возможности использования подобного трюка для матигры?
В общем, плоховато, как ни посмотри.