hina_chleck (hina_chleck) wrote,
hina_chleck
hina_chleck

Попытка пояснения диссонанса при чтении "ГенАцида"

... трагедия есть изображение людей лучших, чем мы.

... и развязки фабул должны вытекать из самих фабул, а не разрешаться машиной.
Аристотель. "Характеры героев трагедии".


(сугубо личное и дилетантское рассмотрение "общущений" вашей собеседницы, обещанное ранее Всеволоду Бенигсену aka steven_even1).

Природа смешного, как известно, предполагает гиперболу или катахрезу - последняя и открывает весь безумный урезанный марш в отдельно взятой деревеньке, описанной автором.
Вначале, впрочем, трагедия имела элементы "сатиры" и шутливый стиль, а уже потом пляшущие козлы стали весьма Tierische Ernst.
Переход от лубка (принятое уточнение автора) к трагедии не предполагается в произведении, имеющим завязку не в сюжете, а в открыто прокламируемом литприеме. Трагическое же вытекает из жизни, а не из приема – должно быть изображение "страдания".

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/4947 - снова припадая к Аристотелю, надергаем цитат:
==Относительно характеров следует иметь в виду четыре цели. Первое и важнейшее чтобы они были благородны. Действующее лицо будет иметь характер в том случае, когда, как сказано, его речи или поступки обнаруживают какое-нибудь решение, а благородный характер, когда оно благородно.

... Второе условие соответствие (характеров действующим лицам).

... Третье условие правдоподобие.

... Четвертое условие последовательность. Даже если изображаемое лицо совершенно непоследовательно и в основе его поступков лежит такой характер, то все-таки оно должно быть непоследовательным последовательно.==

Переходя же к нашим козлам, придется принять во внимание, что по жизни никакие поселяне не будут озадачиваться праздниками приобщения к высокой культуре, а потому непонятно то "страдание", через которое они должны были бы пройти.
Литературоцентризм интеллигенции сыграл нехорошую шутку с некоторыми авторами - они придают слову чрезмерную силу и полагают, что слова могут вызвать трагедию, в то время как трагедию вызывают поступки.

Но почему можно Веничке сплавлять вместе трагедию и сатиру, смерть и шутки? А потому, что в основе лежит древнее-древнее путешествие, а на разворачивающемся свитке дороги можно рисовать все.
Сатирический же фильм "Плезантвиль", имеющий в завязке катахрезу, в финале может выскочить на драматические коллизии и показ черно-белоэкранных бюргеров, громящих стекла магазинов и преследующих "цветных" сограждан, но трагические события там не могут произойти. И не по причине излюбленности happy end'а, а по причине нарушения правил жанра.

(A parte - дополнительно накладывается еще для российского читателя отсвет грядущего обязательного ЕГЭ, суть которого иногда плохо понимается людьми, а претензии к нему формулируются так же легко, как и лингвистические теории, раскрытые в недавней лекции Зализняка "О профессиональной и любительской лингвистике":
=="Свободное владение родным языком порождает у них ощущение, что все необходимое знание о предмете тем самым уже дано и остается только немного подумать, чтобы получить правильные ответы".==

Аналогично – в школе учились все, и детей своих отдали в школы все, ну, за исключением Агафьи Лыковой и некоторых цыганских потомков, поэтому часто об образовании говорится весьма творчески и безапелляционно. Но это тема отдельной записи – жду только прохождения через Минюст документов к середине декабря, чтобы ссылаться на официальную нормативку, а не на слухи).
Tags: книжное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments