hina_chleck (hina_chleck) wrote,
hina_chleck
hina_chleck

Мысли после Гордон-talk ("Шультес")

Обсуждение, свелось, вообще-то, к восклицаниям "Мне понравилось!" и "Мне не понравилось!", но оказалось весьма интересным с другой точки зрения: лабораторный опыт по наложению паттернов на увиденное.
Тем более, что был предъявлен идеальный человек без прошлого, да и без будущего; в городе, совершенно безразличном к данному герою. И тут проявилась одна общая черта: если зритель говорил или о своем одиночестве, или о своем неприятии нынешнего состояния культуры, или цитировал Кьеркегора про невозможность быть здоровым в больном обществе, то уже можно было биться об заклад, что фильм получит высокие оценки.

Оппоненты тоже восклицали много и ажиотажно, но были более последовательны в своих попытках "понять, о чем фильм". Формулировки защитникам фильма не удавались, но потом все же прозвучало: "О том, как остаться человеком в невыносимых условиях". Тут хулители фильма откровенно заржали ввиду того, что образ вора, мародерски обчищающего квартиру обворованной им же девушки, несколько диссонирует с теплой характеристикой.
Да, она умирает в реанимации, а ключам-то что пропадать? И вот ищется ее выброшенный паспорт в мусорном баке, определяется адрес – и вперед, на промысел труба зовет!

Запал спора, впрочем, снова потащил стороны к барьеру, и восклицания продолжились, в духе: "Умные против неразвитых".

Также можно было бы невинно спросить защитников фильма про гипотетическую возможность быть им самим обкраденными, но это было бы расценено, наверное, как бестактность.
Про невозможность услышать проборматываемые вбок и в нечто реплики персонажей ведь было отвечено, что там все и так понятно, один только кадр смерти матери объясняет все. Или кадры поющей девушки. Увы, они объясняют в определенной системе координат, а есть ли у героя хоть какая-нибудь – судить невозможно, что опять же приводит к ситуации вчитывания своих паттернов в предъявляемые образы.

Если же все-таки съехать с вульгарно-мировоззренческих позиций, то можно сказать одно: снято красиво, находки есть, но нет драматургии, потому что нет личности. И попытки, как заметил Гордон, внести саспенс вне рамок заданного куска жизни средствами, взятыми извне, притянуты и условны.
Отсылки же к Каурисмяки и Дарденнам не работают по той простой причине, что там есть личность. И есть ее развитие.
Про больное же общество – моя мысль проста, как ДНК: нет больных обществ, если нет тоталитаризма; все люди как люди. СМИ могут быть больны. Какие-то структуры коррумпированы. А все общество – нет.

В общем, снять талантливо и просто почему-то выходит сложнее, чем снять сложно. "Уж не знаю насчёт самоотречения, а хитростей эта работа не требует и выполняется спитцштихелем" (с)
Tags: синемА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments