Что хочется сказать во первЫх строках?
Предисловие Суркова ужасно хитрое. Оно интересное в деталях, но не по-хорошему хитрое. А еще нечестное: Сурков хвалит "платоновскую по духу" вещь "3б. 213. 437" (насколько можно судить из скупых слов: комендант этого стылого поезда ценой неимоверных усилий везет в центр из Сибири подарки, в конце же пути выясняется, что в вагонах "промерзлые трупы замученных колчаковцами красноармейцев").
Попытки найти этот текст кончились неудачей, издано же было - Современник. 1976 г. М., непонятным тиражом. То есть свои в конце 70-х прочли, а не своим - нечего напрягаться было и тогда, и потом. Полное же собрсоч Лавренева в дом тащить - ну уж нет.
Во вторЫх строках: и правильно, что полное собрсоч не было втащено в дом, потому что читать можно только "Сорок первый" - гениальную вещь. И по стилю, и по метафорам, и по юмору, и по деталям, и по античному противопоставлению героев.
== - Исполать тебе, царица амазонская. Пятница моя любезная. Перевернула
ты меня, жизненного эликсира влила. Не хочу больше вихляться, как бревно в
полынье, по твоему образному словарю. Сам вижу, что рано мне еще думать о
возврате к книгам. Нет, пожить еще нужно, поскрипеть зубами, покусаться
по-волчьи, чтоб кругом клыки чуяли!
- Что? Неужели в самом деле поумнел?
- Поумнел, голубушка! Поумнел! Спасибо - научила! Если мы за книги
теперь сядем, а вам землю оставим в полное владение, вы на ней такого
натворите, что пять поколений кровавыми слезами выть будут. Нет, дура ты моя
дорогая. Раз культура против культуры, так тут уже до конца.==
Хочется думать, что автор вывел в поручике себя, но если это нечаянно вышло, и мир поймал мальчика Борю Сергеева, убежавшего из Херсонской гимназии после двойки по алгебре в итоге на французский пароход, курсирующий между Александрией и Бриндизи?
==Разными хитростями я умудрился уйти в заграничный рейс из Одессы на пароходе «Афон». В Александрии сошел с парохода в намерении поступить матросом на какой-нибудь корабль, идущий в Гонолулу. Но таких кораблей не было. Небольшую сумму денег я быстро проел на восточные сладости, с голода таскал бананы у торговок на рынке и, вероятно, кончил бы плохо, если бы судьба не послала мне спасителя в лице старого механика французского стимера, который устроил меня палубным юнгой. Я плавал два месяца, пока меня не сняли с палубы в Бриндизи два расфуфыренных, как индюки, итальянских карабинера, и с курьером консульства я был отправлен в Россию. ==
(Из автобиографии
http://www.terra-futura.com/index.php?option=com_content&task=view&id=81&Itemid=42)