hina_chleck (hina_chleck) wrote,
hina_chleck
hina_chleck

Categories:

Литфлейм 1968 года

"... незаметно переходишь всеми чувствами в низменную буколическую жизнь".
Гоголь

Ссылка oт profyura и далее: П. С. ГЛУШАКОВ, Забытый эпизод из истории советского литературоведения(Андроников — Бонди — Виноградов — Гуковский — Оксман) ... В.А. КОВАЛЁВ — Я.С. БИЛИНКИСУ
http://magazines.russ.ru/nlo/2011/107/g47.html -
[после восьми тостов с питьем шампанского] Бонди хвалит Андроникова, пиная Гуковского; Оксман заступается за Гуковского, пиная Бонди; Виноградов заступается за Бонди, пиная Гуковского и Андроникова; Андроников - финально - пинает Виноградова, цитируя Гуковского.

==Ираклий Луарсабович никакой не исследователь; это всего лишь следователь22. Конечно, и хорошие следователи полезны, но исследователь и следователь — это не одно и то же
... Премия, которую получил Ираклий Луарсабович, Государственная, не Ленинская, а второго сорта. Каков труд, такова и премия”25.

Настала новая длительная пауза.
Ее прервал сам Ираклий Андроников. Побелевшими губами он сказал: “Мне нравится, как проходит наша встреча, поистине в ленинских традициях: Ленин считал, что отметить знаменательную дату — значит остановиться прежде всего на недостатках26. Мои недостатки Виктор Владимирович осветил превосходно. Так хорошо он это сделал только потому, что обладает ими в еще большей степени.
... Впрочем, в одном Виктор Владимирович прав: нам надо выпить за развитие дружеских отношений и литературоведческих связей. Охотно присоединюсь к его тосту”.

Когда всё кончилось, к Оксману подошел Бонди и сказал: “Юлиан Григорьевич, зачем же вы меня так ругаете? Ведь в МГУ вскоре выйдет моя книга о Пушкине29. Ее концепция такая-то…”, — и рассказал о ней. Когда он кончил, Юлиан Григорьевич сказал: “Я говорил, что Вы ничего не пишете, теперь я скажу, что Вы ничего не читаете. Ваша концепция — это мои статьи конца 20-х годов”. ==

Кстати, статья Гуковского 1947 года (умершего во время второго тюремного срока в в 1949 г.) об изучении литературы в школе - вот http://www.scepsis.ru/library/id_2556.html
И там нашлось к старой записи про "Тараса Бульбу" http://hina-chleck.livejournal.com/369893.html
==Как известно и как это неоднократно указывалось исследователями и комментаторами повести, Гоголь относит её действие и к XV и к XVI векам, а имена, в ней упомянутые, относятся к XVII веку (Никита Потоцкий, Остраница), как и другие детали. Итак, три века – читатель может выбирать любой. А ведь Гоголь был серьезным историком Украины и не мог не видеть этих «анахронизмов» своего произведения, над которым он работал много и упорно; и ведь он не снял эти «анахронизмы» и при переработке повести! Это значит, конечно, что Гоголь и не собирался воссоздавать картину исторического XV, или XVI, или XVII века, что он строил некий общий образ эпической, песенной, героической и идеальной казачьей вольницы, условно относя его к неопределенному прошлому, причем неопределенность этого прошлого входила в его художественный и, стало быть, идейный замысел. И Остраница поэтому не дан как реальное историческое лицо; он мелькнул в повести-поэме как эпическое имя, как отголосок героических песен; это Остраница дум, а не Остраница истории.

Не все ли равно, когда происходит действие «Тараса Бульбы» – в XV или XVII веке? Оно происходит в идеале, творимом поэтом XIX века, века Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Такие люди, как Тарас, Остап и другие, – были некогда, стало быть, они могут быть, а значит, и должно, чтоб они были, и для Гоголя важно именно последнее. Поэтому-то его повесть не столько исторична, сколько утопична. /186/ У Гоголя могучее видение могучего мира героев-запорожцев – не дело воображения, каприза, фантазии поэта, а назидательное поучение современности принципиально обоснованное изображение нормы человеческого духа, притом нормы, объективно достижимой и доказуемой фольклором; из него она, в сущности, и извлечена.

... к образу героического Рима Брута, Гракхов, Сципионов и многих других прибавилась утопия Руссо о свободных маленьких государствах, все население которых может собраться на одну площадь, чтобы без промежуточных институтов решать дела народа, – и мечта Радищева о свободной федерации «малых светил».

Далее Гоголь говорит о Сечи и её куренях так, что они неуследимо начинают походить на некие коммуны, фаланстеры, коллективы в духе усиленных обсуждений этих вопросов в России и во всей Европе в те годы, особенно в годы, /196/ когда создавалась вторая редакция «Тараса Бульбы»: «Никто ничем не заводился и ничего не держал у себя» и т.д. (Интерес Гоголя к утопическому социализму еще в 1840 годы едва ли может вызвать сомнения).

Идеальной республике Сечи Гоголь сообщает далее существенный признак, настойчиво проповедовавшийся всеми просветителями Европы и, в частности, России: ясное, краткое и сурово-беспощадное законодательство. Это та небольшая книжка, законов, жестоких в своей непримиримости к злу, о которой вместе с Монтескье или Юсти[56] мечтал всю жизнь Сумароков, которую прославлял в своей утопии Ф. Эмин; это тот меч закона, справедливый и равный, но суровый, перед которым вслед за Робеспьером благоговели декабристы, который воспевал некогда Радищев в своей оде «Вольность» (храм закона) и затем в своей оде «Вольность» Пушкин==

Далее речь идет об, якобы, антиполонизме Гоголя - мнение Гуковского:
==положительная оценка героев казаков и отрицательная – польских горожан, явственно окрашивающая изложение «Тараса Бульбы», менее всего имеет элементарно-национальный смысл. Было бы грубой ошибкой полагать, что Гоголь прославляет украинцев за то, /209/ что они украинцы, и порицает поляков за то, что они – поляки. Ведь резко порицаемые Гоголем «герои» пошлости в повести о двух Иванах – тоже украинцы. И в «Тарасе Бульбе» вовсе не все поляки и не все польское осуждено. Наоборот, в воинских сценах польские воины включены в общий эпический тон изложения и выступают как доблестные витязи, достойные соперники запорожцев в лютой Сечи.==
И далее - там много еще в 10 главе http://www.scepsis.ru/library/id_2568.html

Но как идеи равенства-эгалите пересиливали зримые итоги уравнительных систем в умах XIX века... Хотя расчетливый инженер Германн проигрывает при мерцании свеч аристократичным конногвардейцам.
Tags: historical, книжное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments