hina_chleck (hina_chleck) wrote,
hina_chleck
hina_chleck

Про связность пространства: Галлия, VI век - Русь, IX-XIII в.в.

Omnia Gallia in tres partes divisa est.
We will need all of our gall in devising means to tree them parties.
Умного галла в три партии не обставишь.


(Речь идет о перемещении в пространстве Европы и в пространстве России)

Пересказ нескольких эпизодов из "Истории франков" Григория Турского (VI век):
- Воры, взявшие ограду на могиле, установили ее под окном, взобрались по ней, выбили окно... украли множество золотых и серебряных вещей ... шелковых покровов... После совершения преступления они бежали в Бордо, между ними случилась ссора, один был убит. Дело было раскрыто, шелковые одежды нашли вместе с изделиями из серебра, хотя последние были повреждены... Я просил о помиловании преступников во имя святого [Мартина], который заступался за осужденных. Король даровал им жизнь. [Расстояние от Тура до Бордо - 458 нынешних км].

-... Пока был жив король Хильдеберт I, Домнол был верен Хлотарю и даже часто прятал его представителей... Стремясь отблагодарить, Хлотарь решил дать ему место епископа Авиньона (вместо умершего). Домнол отказался, рассматривая назначение в Авиньон скорее как унижение, не желая лишаться общества короля... Хлотарь согласился с ним и назначил после Домнола в епархию Ле-Мана [Расстояние от Авиньона до Ле-Мана - 811 нынешних км].

- король Хильперик призвал герцога Дезидерия и повелел ему предпринять нападение на короля Гунтрамна [своего единокровного брата]... Дезидерий собрал войско, вступил в сражение с герцогом Рагновальдом, заставил его спасаться бегством ... и занял Перигё. Услышав, что ее муж был вынужден спасаться бегством,... жена Рагновальда бросилась искать убежища в церкви, но ее вынудили выйти, отобрали всю собственность, схватили слуг и позволили отправиться в Тулузу только после выплаты большого денежного залога. [Расстояние от Перигё до Тулузы - 279 нынешних км].

Про Русь
==Торговля в значительной мере определяла хозяйственное лицо древнерусских городов. Тем не менее торговля на Руси IX-XIII вв. до сих пор ещё слабо изучена. В этом смысле показательны разделы о торговле в таком новейшем, обобщающем труде, как «Очерки истории СССР», вышедшем в 1953 г. Автор раздела заявляет, что «об обилии товаров, привозимых на городской рынок, свидетельствуют летописи, акты и памятники фольклора» («Очерки истории СССР. Период феодализма IX-XV вв.», ч. 1 (IX -XIII вв.), М. 1953, стр. 143-150), но в дальнейшем фактически говорит только о таких товарах внутреннего рынка, как шиферные пряслица, а внешнюю торговлю характеризует главным образом как работорговлю.

... Ограниченность связей городского рынка с деревенской округой подчёркивается статьёй Русской Правды о «своде» - порядке поисков краденой вещи. Надо было привести свидетеля или мытника (княжеское должностное лицо при рынке) в доказательство того, что краденая вещь принадлежит истцу. Но «свод» кончался за пределами города или его ближайшего округа («А из своего города в чюжю землю свода нетуть» («Правда Русская», т. I, стр. 108)).

... Письменные источники довольно ясно позволяют проследить непосредственную связь городского рынка с деревней. Гораздо труднее сделать обратное: показать зависимость деревни от городского ремесла и торговли. А между тем без этого само существование городских посадов, населённых ремесленниками и торговцами, будет недостаточно объяснено. К счастью, эту задачу, непосильную для историка, использующего в основном письменные материалы, выполнил на основании археологических данных Б. А. Рыбаков. По его исследованию, запросы деревни в железных предметах удовлетворялись деревенскими и городскими кузницами. Район деятельности таких кузниц охватывал 10-30 км в поперечнике. «Вещи, литые в одной литейной форме (сделанные одним мастером), и расходились в таком ограниченном районе, кстати сказать, совпадающем по величине с районом, обслуживаемым одной кузницей» ( Б. А. Рыбаков, Торговля и торговые пути («История культуры Древней Руси», т. I, стр. 351)).
Значительное количество предметов кузнечного мастерства, обследованных археологами, восходит к деревенским кузницам, но некоторое их количество надо отнести к городскому производству. Само наблюдение над тем, что кузницы «обслуживали район, имевший в поперечнике 10-30 км», крайне интересно. Ведь этот поперечник приближается к расстояниям между городами в населённых областях Древней Руси, достигавшим в Киевской земле 40-50 км. Таким образом, наблюдение Б. А. Рыбакова имеет большое принципиальное значение.

... Примитивные железные изделия, приготовлявшиеся в деревенских кузницах, имели небольшой район сбыта, но в курганных погребениях находятся и такие вещи, происхождение которых из городских мастерских почти несомненно. Это различного рода украшения (бусы, подвески и пр.), иногда характерные для значительной территории. Шиферные пряслица, производившиеся в Овруче, найдены на громадной территории; граница их распространения в основном совпадает с той территорией, какую населяла древнерусская народность (Б. А. Рыбаков, Торговля и торговые пути («История культуры Древней Руси», т. I, стр. 354-357)).

... Список ремесленных специальностей, приведённый выше, свидетельствует о медленном и постепенном внедрении в экономическую жизнь Древней Руси отдельных производств. Не случайно в этом списке преобладают специальности, связанные с производством оружия, украшений, дорогих тканей, которые были рассчитаны на феодальные круги. Деревня, как правильно замечает Б. А. Рыбаков, была слабо затронута городским производством, хотя постепенно и втягивалась в его сферу. Канонические памятники XI-XIII столетий приводят ряд правил, ясно рисующих примитивность жизни того времени. В ответах митрополита Иоанна (1080-1089 гг.) упоминаются нижние одежды «от кож животных». Их разрешалось носить церковным служителям в стужу. Вопрошание Кириково (XII в.) позволяло хождение в одежде из медвежьих шкур («Русская историческая библиотека», т. VI, стб. 7, 48). Следовательно, даже домашнее полотно не всегда применялось в глухих деревенских углах, где ходили в одеждах из. шкур диких зверей.

Внутренняя торговля была явлением повседневным, мало привлекавшим к себе внимание писателей своего времени. Поэтому так отрывочны и неполны наши сведения о внутреннем обмене в Древней Руси. Даже сведения о ценах на продукты питания сообщаются летописцем только для того, чтобы подчеркнуть их непомерную высоту.

Значительно больше известно о торговле иноземной, "заморской". Уже с древнейшего времени наряду с термином "купец" существовало другое, близкое к нему по значению слово - "гость", с производными "гостьба" и "гостешьба". Чаще всего под гостем понимался иноземный купец или, наоборот, купец, торгующий с чужеземными странами. "Иные по морю плавают, а по земле гостьбы деют, беря богатство", - читаем в рукописи XIII в. (И. И. Срезневский, Материалы, т. I, стб. 571) Буквально то же объяснение "гостьбы" находим в рассказе об Авраамии, убитом в Камской Болгарии - "Авраамей гость сый, гостьбу дея по градом ходя". Древнее значение слова "гость" удержалось очень долго, сделавшись в России XVI-XVII вв. обозначением звания, которое жаловалось царём крупнейшим купцам.==
Tags: historical, книжное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments