hina_chleck (hina_chleck) wrote,
hina_chleck
hina_chleck

Рондарев о Танееве

http://sputnikipogrom.com/culture/16742/taneev/

==модернист Шенбрег первым решил описанный выше «парадокс кучи», сообщив, что консонанс и диссонанс – это вопросы конвенций, и то, что сегодня диссонанс – завтра при известной привычке человек будет считать консонансом, и что вообще эта оппозиция ложна, ибо, как мы уже сказали выше – чисто логически между соотношением три к двум и десять к девяти нет никакой принципиальной разницы – то и другое просто результат последовательного деления струны . Очень логичный, стройный, рациональный и интеллектуально честный подход; жаль, что он не работает в реальной жизни.

... Исторически сложилось так, что русская культура неинтеллектуальна. Это не значит, что она антиинтеллектуальна (хотя бывает и такое, можно вспомнить Толстого) и уже тем более — что она глупа, отнюдь: смысл в том, что сугубо рациональное, логическое начало культуры у нас всегда считалось вещью, подчиненной более важным критериям, — в первую очередь критерию этическому. Рациональные мыслители, мыслители, для которых логическая честность мысли важнее этической честности поступка, у нас редки; особенно немного их среди художников. Все это хорошо объясняет причину, почему Танеев, для которого рациональная ответственность, ответственность перед логикой высказывания, была определяющим критерием творчества, воспринимается (и тем более воспринимался при жизни) как человек немного чужой, почти иностранец (очень характерно при этом, что все, кто говорит о нем, непременно отмечают его честность, как если бы речь шла о немце каком). Тут есть элемент несправедливости, но очевидно, что музыка Танеева ни по каким параметрам не попадает в стереотипическое представление о русской музыке: она несентиментальна, она очень сдержанна по эмоциям и она — что особенно важно — не трагична, она почти всегда разрешается позитивным утверждением, говорящим не о расколе, рефлексии или неврозе, а о рациональном преодолении того, другого и третьего. Таким образом, Танеев как бы оказывается подвешен в пустоте между двумя коллективными точками восприятия: для русского слуха он недостаточно русский, для западного — недостаточно западный, в сравнении со Стравинским, например.==
Tags: musik, Цитатник_не_Мао
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments