hina_chleck (hina_chleck) wrote,
hina_chleck
hina_chleck

Про книгу Вадима Нестерова

- Да, снова не могу молчать.
Первая книга "Люди, принесшие холод. Лес и степь" закончена, осталась тоска: "Теперь надо ждать второй, шорт побирайт. Тут и так Мартина зимне-весенние "Ветра" и "Мечты" ждешь с ругательствами, что он задерживается".
Помимо прелести интриги, прекрасного языка, исторических деталей и взаимосвязей надо упомянуть, что слипшийся для меня ком башкир, татар, калмыков, киргиз-кайсацкыя орды + узнанные только что мещеряки, бобыли и тептери etc начал распадаться на отдельные племена, истории, набеги и обиды. И пугачевский бунт выстроился в ряду других и стал кульминацией борьбы Порядка/Рабства против Хаоса/Свободы (аллюзии на "Хроники Амбера" непреднамеренные), после которой Империя ликвидировала южную вольницу.

Да, все не выучено, и при беседе с конкретным калмыком я не смогла бы правильно сказать, сборол ли он казаха или башкиры его нагнули, но утешусь тем, что знания, которыми хочется блеснуть перед автохтонами, не всегда срабатывают.
(Помнится, в длинной дороге в поезде из Флоренции в Болонью, для пересадки в Венецию, молодой айтальянец спрашивал, что читаю в покете, но наши совместные попытки: "Светоний, Светоний! Цезари, вуаля" остались безуспешными. Списали непонимание на акцент/неправильное произношение.
Бытовые же детали были горячо обсуждены с дополнительными жестами, гримасами и с удовольствием понимания сверх языков).

Отдельным алмазом - история Мамбета Тевкелева, он же Кутлу-Мухаммед Мамешевич Тевкелев (1674–1766), известный также как Алексей Иванович Тевкелев. Автор честно признается, что образ Тевкелева стал таким ярким и западающим в память по причине сохранности его дневников, но это пример наидостойнейшей работы с дневниками.

Статуя в Оренбурге среди четырех других у стелы. Проект нового памятника встречен сильнейшим противодействием, но об этом лучше читать в книге.

Спрячу под кат документальные описания, слабонервным лучше не смотреть. Год 1916, восстание киргизов в Кочкоре, такие времена и такие дела.
1. ==В это время на прилавках около села появились большие толпы киргиз с флагами, готовившихся к нападению на него. Казалось, дни наши были сочтены, так как в селе были почти одни женщины и дети. Мужчин вообще и ранее было немного (не забывайте, события происходили во время Первой мировой войны, и практически все русские мужики были мобилизованы -ВН), а в рабочее время и те, которые оставались, были на работе. Да и что мог сделать десяток-другой почти безоружных людей против тысяч киргиз?
Видя все это, я решил готовиться к смерти и приготовить к ней своих духовных детей. И вот, в церкви мы начали служение акафиста Покрову Пресвятой Богородицы. За общим рыданием не было слышно слов акафиста. Это был общий предсмертно-покаянный плач. Семья моя находилась здесь же, около иконы Богоматери.
Передав чтение второго акафиста диакону Резникову, я начал исповедывать народ, но видя, что поодиночке не в состоянии исповедывать всех, предложил общую исповедь. Народ стал с рыданием каяться в своих прегрешениях. Прочитав затем общую разрешительную молитву, я приступил к причащению всех запасными Святыми Дарами.
В большом затруднении я был относительно себя: исповедаться я не мог за отсутствием другого священника. Служить Литургию не было возможности, и я решил исповедать свои грехи пред Святым Престолом Самому Господу и причаститься.

Все это происходило в церкви. Что же в это время было вне ее? А вне ее совершилось дело явной помощи Божией. Киргизы в огромном количестве с диким воем бросились с гор на село. Совершенно случайно в селе оказались три казака, вооруженных винтовками, и один техник с охотничьим ружьем. И вот четыре этих человека при слабой поддержке нескольких мальчиков отбили нападение.
... Целую книгу можно написать о зверствах киргиз. Времена Батыя, пожалуй, уступят... Достаточно того, что на дороге попадались трупики 10-ти летних изнасилованных девочек с вытянутыми и вырезанными внутренностями, детей разбивали о камни, разрывали, насаживали на пики и вертели. Более взрослых клали в ряды и топтали лошадьми. Если вообще страшна смерть, то подобная смерть еще страшнее. Жутко становилось при виде всего этого.
Ехали мы уже около 6 часов и стало светать, как вдруг позади раздался крик, что гонятся киргизы. Что произошло далее, легко вообразить. Люди что есть мочи гнали лошадей, сваливались вместе с телегами с мостов, те, у которых что-либо ломалось или распрягались лошади, безумно обращались с просьбой к скачущим о помощи, но все думали только о себе. Вот уже и город. Навстречу бегут с пиками и ружьями дружинники... Мы спасены...».==

2. ==Командир отделения посмотрел на избиваемых киргиз и на беспощадно избивающих их русских и вдруг командует: «Смирно! На плечо! Правое плечо вперёд шагом марш!». И солдаты не стали в это грязное дело ввязываться — ушли. На ходу командир отделения сказал: «Здесь и без нас обойдутся». Офицер — командир роты, по-видимому, одобрил решение командира отделения не ввязываться в это дело, но и не принял мер к тому, чтобы прекратить это незаконное избиение киргиз.
Избиение продолжалось. Часть избита насмерть, многие попытались скрыться в арестантском помещении. Помещение было из двух небольших комнат, ну в двух комнатах было не более 30 квадратных метров, в нём были маленькие окна с решётками. В эти комнаты пытались попасть многие. Их, киргиз, туда набилось до 250 человек. Они лезли туда как только можно, лезли друг на друга всё больше и больше, всё выше и выше. Горе было тем, которые были под низом. Их там придушили, и они задохнулись, так погибло не менее 40 человек. Настал момент, что во дворе арестованных киргиз не осталось. Всех поубивали. Остались только те, которые остались в арестантском помещении.
... Интересно отметить, что это избиение было похоже на какую-то молотьбу цепами. Не было излишнего крика ни с той, ни с другой стороны. Русские избивали киргиз хладнокровно, методично, без особой суеты и крика. Были слышны только отдельные выкрики «Бей его» или «Погоди, я этого». Слышны были разные голоса, звуки от ударов по живому телу киргизов. Со стороны умирающих киргиз тоже не было особого крика, а были только отдельные выкрики, призывающие бога, и прощания с родными и знакомыми. После избиения киргиз, находящихся во дворе около арестантского помещения, очередь пришла к тем, кто внутри его. В это время по всему двору были одни трупы киргиз. Они лежали и поодиночке, и по несколько человек, окровавленные, с искажёнными лицами, лежали во всевозможных позах и положениях. Смотреть на это зрелище было просто-таки страшно.
Это не страшило только тех, кто продолжал истреблять незаконно, в большинстве невинные человеческие души. Получилась заминка. Все киргизы, которые были снаружи и которых можно было свободно избивать, все побиты. А как же быть с теми, которые находятся в помещении? В помещение не зайдёшь, оно переполнено. Там киргиз в несколько рядов, внизу уже задохнувшиеся, а сверху ещё живые, но тоже задыхающиеся из-за тесноты и отсутствия воздуха. Русские начали требовать и угрожать смертью, чтобы киргизы из помещения выходили во двор. Но какая может быть смерть, когда они и так знали, что выйди с помещения, переступи только порог, тебя сейчас же убьют.
Получилось какое-то колебание то ли заминка в расправе русских над киргизами. Но это длилось не более 20-30 минут. Киргизы по одному начали выскакивать из здания. Выскакивать говорю потому, что каждый из них, появившись на пороге, сразу бежал. Прежде чем на смерть идти, каждый из киргиз снимал с себя халат, закрывал им голову и лицо, провозглашал «Биссмилла», т. е. «я поп», а в их понятии было — «Господи, благослови». С такими словами, с закрытыми глазами каждый из них бежал, не видя куда. Но каждый из них знал, что он бежал навстречу смерти и на смерть.
Русские бежавшего киргиза с закрытой головой били, где попало, пока тот не падал, а когда падал, то его добивали. Необходимо отметить, что убийство производилось не огнестрельным оружием, от которого смерть последовала бы сразу, т. е. моментально. А избиение же происходило самодельными пиками, набалдашниками, в общем, всем, чем можно убивать и смерть следовала не сразу, избиваемый мучился. И вообще это избиение носило какой-то варварский характер. День подходил к вечеру. Из помещения уже перестали выскакивать киргизы с закрытыми головами, но в помещении они ещё были. Тогда русские начали входить в помещение и бить киргизов в нём. Оказалось же, что живых было всего несколько человек, а остальные умерли — задохнулись.
... Кто участвовал в избиении? Старики, подростки и инвалиды==
Tags: historical, книжное
Subscribe

  • СЯУ

    1. Крестовая отвертка называется в manual'ах Philips с такими-то номером. 2. (Из Сенкевича) Sartor - портной по-латыни, что тут же выводит на имя…

  • Зализняк умер, и очень жаль нас

    Старые ссылки на его тексты, помогшие в жизни 2004 http://hina-chleck.livejournal.com/93840.html 2007…

  • ЧГК-игра

    В последние годы игра смотрелась с переменным интересом, но эмоции были более-менее стандартные (я нестандартно болею за игроков, а не за…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments