hina_chleck (hina_chleck) wrote,
hina_chleck
hina_chleck

Categories:
  • Music:

Еще разик про двигатели и точности

https://jlm-taurus.livejournal.com/138499.html

Из журнала tay_kuma
==Семен Яковлевич собрал всех начальников КБ и ведущих специалистов, они получили метлы, грабли и лопаты и отправились трудиться на свежем воздухе. В отделе остались рядовые конструкторы. У меня был параллельный телефон с начальником КБ М.М. Голубовичем. Звонок. Беру трубку. - Голубовича к телефону, – звонит зам. главного инженера Райков. - Его нет. - А где он? - На панели. Дорогу чистит. - А Сидоренко есть? - На панели. - И Рубинштейн тоже там? - Да. После этого позвонили еще человек пять. Другие телефоны в отделе тоже звонили непрерывно. Надо сказать, что после этого долго нас не посылали на хозяйственные работы.
...
Когда в СССР было принято решение построить автозавод ВАЗ и наладить там выпуск слегка модифицированных автомобилей FIAT, 100% оборудования было закуплено на Западе. Это одна из причин, почему "копейки" первых лет выпуска были так хороши. Но оборудование изнашивается и теряет точность. Ресурс самого лучшего станка при двусменной работе не превышает 8 - 10 лет (это 40 - 50 тысяч часов!). Потом его надо заменить. Я несколько раз был на ВАЗе в 80-е годы и спрашивал у заводчан, много ли станков заменили. Оказалось, немного. Причем, нередко вместо станков западного производства заказывали аналоги на советских станкозаводах.
...
[Про двигатель Perkins] Одно дело увидеть на картинке, и совсем другое - потрогать руками. Газораспределительный механизм выглядел как механизм швейцарских часов. Все неработающие поверхности были oбработаны по 7 классу чистоты. Зачем? Просто англичане иначе не умеют - они так привыкли. Двигатель был укомплектован одноплунжерным топливным насосом CAV распределительного типа, который по размерам был сравним с фигой крупного мужчины. Потом этот двигатель, уже частично ободранный, без топливной аппаратуры, которую отправили в Ленинград, в ЦНИТА, возвратили нам. У нас распилили блок и головку, выложили основные детали на стол и пригласили для обсуждения технологов, наших и тракторозаводских.

Технологи, как и мы, испытали культурный шок. Толщина стенки водяной рубашки в чугунной головке была 4-5 мм. Стабильно. И обескураживающий вывод - нет у англичан никакой особой технологии литья и механической обработки. Просто они все делают точно и аккуратно.

Любой студент может нарисовать в курсовом или дипломном проекте замечательный двигатель. Нет особых секретов. Вопрос только в том, кто его изготовит?
...
Это было чисто коньюнктурное мероприятие. Уважаемые московские ученые вознамерились сэкономить для страны цветные металлы. Поэтому они предложили на основании очень подозрительных своих исследований заменить медные радиаторы на латунные. Что они хорошо посчитали, так это грядущий экономический эффект по отрасли. Вообще-то радиаторы ставил тракторный завод. Мы только согласовывали с ним тип и размеры. На экспорт шли только медные радиаторы. А для внутреннего рынка шли и медные и латунные. Я хорошо был знаком с результатами исследований – латунные были намного хуже. На самом деле, как я понял позже, эта конференция была чистой говорильней. Решения принимались на коллегии министерства. Поэтому-то послали меня.

Но я отнесся к вопросу серьезно. После доклада уважаемого московского профессора, автора известного учебника, о том, что надо экономить медь, я записался для выступления в прениях. Выступал я четвертым и моя речь прозвучала резким диссонансом. Я объяснил, что наш двигатель вихрекамерный. Он отдает в воду много тепла. Поэтому в жаркое время года латунный радиатор не обеспечит необходимого охлаждения. А если поставить латунный радиатор большего размера и увеличить вентилятор, это приведет к дополнительному расходу цветных металлов, увеличению веса, дополнительным затратам энергии на привод вентилятора и, следовательно, увеличению расхода топлива.

Кроме того, на оренбургском заводе, который нам поставляет радиаторы, по каким-то технологическим причинам качество латунных радиаторов намного хуже, чем медных. На латунных до 50% линии контакта трубки с листом не пропаяно, что резко ухудшает теплопередачу от трубки к листу. Когда я сел на свое место, представитель Кировского завода, с которым я сидел рядом, пожал мне руку.

Профессор покраснел. Он поинтересовался, где я учился и по какой специальности. Когда я ответил, что в БПИ по специальности «Автомобили и тракторы», он радостно воскликнул: «Конечно, вы же не двигателист! Если бы вы сдавали мне экзамен, я бы вам двойку поставил!» Я ответил, что свои экзамены я уже сдал.

Тут взял слово начальник КБ Кировского завода и сказал, что для трактора «Кировец» нужен только медный радиатор. И вообще, сказал он, что это за тенденция заменять хорошие качественные материалы плохими. Тут уже целый хор набросился на него, обвиняя в том, что трактор «Кировец» вообще сделан неправильно, на нем используется неоправданно много дефицитных в стране материалов, на что ленинградец спокойно ответил, что за ними богатый опыт Министерства среднего машиностроения (Средмаш выпускал пушки и другую военную технику), изделия которого хорошо работают на земле, под водой, в воздухе и в космосе.==
Tags: техницкое, цитатник_не_мао
Subscribe

  • Привет от лета зиме

    (разговор в What'sApp про вышедшие из строя три недели назад автоворота) (Она) - Прикол с воротами. В лампу подсветки залезла гусеница, и там КЗ…

  • Шуба и селедки

    Черчилль называл новогоднюю российскую политику "борьбой селедок под шубой". (треп с LJ-юзером _moss) ... борьба селедок за драную шубу! ...…

  • Запрокинутое лицо

    Когда хожу снимать концерты, то смотрю на лица часто. И часто же взгляд застревает на одном мальчике: он, кажется, перешел через класс, потому что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments