hina_chleck (hina_chleck) wrote,
hina_chleck
hina_chleck

Обмен без обмана?

Жадный sguez пообещал нечто антиресное про Косаковского - если махнемся не глядя. В результате чего приходится "махаться жасминовыми тирсами наших менад", преодолевая свою леность и леность создателей сайта http://www.kinoart.ru/, все никак не выкладывающих двенадцатую книжку, и аэдово-скальдово перепеть три листа убористого текста с одной лишь картинкой... И то не цветной.
Итак: Белопольская - Косаковский. Рецензия фильма "Тише!" называется "Маат". Для незнающих - бодро забегаю вперед и разъясняю с понтами, что это египетская богиня неизменности сущности вещей и универсального порядка, антиисторичная, без прошлого и будущего - одним словом, мечта энтомолога, жадно пихающего в распялки бабочек.
Сюжет документалки – из окна дома видно, что работяги кладут асфальт. В Питере. Фазы луны, солнца, снега и дождя сменяют друг друга, иногда сталкиваясь в непонятках. Этим фазам соответствует разрытие уложенного "ангелами теплоцентрали", поскольку пар в трубах тоже хочет включиться в круговорот воды в природе и вырывается к свободе, к свету. Сила пара могла бы двинуть четыре паровоза Стефенсона, но ангелы этого не понимают, жарко дискутируют, снова закатывают прямо на снег или утоптанный ногами грунт, обеспечивая тем самым новые разрывы и переходя в ранг чертей, пробивающихся из окружения с боями в преисподнюю… Хроникер полностью устранился из мира, но зато видно, как движется его мысль - вместе с камерой.
"Человеческие существа, которые изо дня в день заняты одним и тем же…, и в этом залог их очаровательной стойкости перед временем. Таких не загрызешь".
Далее идут рассуждения о релятивизме питерских, чувства утерянности цивилизации, от которой осталась теплоцентраль. Сработанная еще рабами Питера. Съемка иногда заставляет горячих рабочих кувалды и флегматичных рабочих метлы бегать быстрее – носители функции носятся, обеспечивая идиотизм шести челов и дамы в шубе с ридикюлем над ними.
Постепенно все переходит во вселенское сражение с водой: в виде снега, дождя, мороси - на которой стоит город. Женское зыбучее водное начало топит на фиг все. Мужики в фильме дурно активничают, женщины – раздумчивы и медитативны. Возможно, что тоже дурно. Но зато экономно.
Там должен быть хороший кадр – из дождя начинает ткаться женщина: сначала ноги, выше, выше, а потом через кромешный ливень становится видно, что лица-то и не увидать – на голове целлофановый пакет. Зачем индивидуальность – только лишний напряг? Или пара бомжеватых алкашей: кавалер возит в "недоколяске" свою подругу во всей этой воде, промочившей насквозь уже воздух и, видимо, мозги. Мнение Косаковского: женщины стихийны, но торнадо и воды Нила уходят, и Сет не вечно же за Гором гоняется и режет на кусочки? А потому – это радует.

Фраза режиссера: "когда я не знаю, нравится ли мне или нет – если мне нравится и не нравится одновременно – тут возникает предмет искусства. Абсолютное верование требует отказа от искусства". (Это, впрочем, не такая уж новая мысль).
Так вот – вся колготность иногда сменяется каплями на асфальте в свете луны. Нечто загадочное начинает происходить под землей, куда устремляются в робах двое не из ларца, но уж из подсобки точно. Внизу, в пару, начинается тайная жизнь… и все заверте...

Дальше идут рассуждения о "фирменном знаке" Косаковского: "Вид из окна моего кабинета" – первая в мире фотография (сделанная Жозефом Нисефором Ньепсом). Режиссер же в заставке ставит ее "зеркалку" – получается вид на ту же площадь, но из другого окна. Напротив. Или еще можно накидать толкований. "Ньепс ухватил суть фотографии: на ней видно, как свет проникает сквозь тень… Солнце лепит между домами. Разрушает темноту".
"Все фильмы до этого имели жесткую структуру, вставить какой-то подлинно кинематографический кадр было невозможно, а тут я снимал то, что нравилось. А не потому что хотел рассказать".
"Чем занимается режиссер? Мне интересно, что человек сделал, чтобы я досмотрел фильм до конца. Если он не хочет уходить и дает тебе еще пятнадцать минут, а потом теряет счет времени – это и есть то, чем занимается режиссер. Потом будет "нравится-не нравится, злое кино-доброе. Вот это "переливание" чувств человека в зале – ему не нравится, потом он это любит, потом ненавидит, потом ах… это и есть кинодраматургия, а не рассказывание историй… это самый простой и вульгарный даже способ удержать. Для меня кино – не история, а кадр. Кинодраматургия…: ты не знаешь, что случится, как и в жизни,... но ты согласен это принять".

Человек с камерой потом появится в стекле закрывающегося на ночь окна. Не могу судить – это банально будет или нет...

Еще цитата: "там есть история живописи от сюжетной жанровой картинки до Мане и Ренуара, до "Черного квадрата". (Если кто задумался – это про асфальт) Я борюсь со словами. Это хокку. Литературные структуры приходится закладывать во все свои картины, чтобы разрушить. Но литературные – единственно понятные современному человеку формы, а кинематограф перестал существовать как кино из-за литературы… ты записываешь?

Да, и словами."

Вот и пришлось записать своими словами чужие слова о чужих разрушенных словах?
Tags: синемА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments